Анализ работы МО

Анализ работы методического объединения классных руководителей 1-4 классов за 2019/2020 учебный год

Анализ работы
методического объединения классных руководителей 1-4 классов
за 2019/2020 учебный год

В 2019/2020 учебном году в состав методического объединения классных руководителей начальной школы входило 19 учителей начальных классов. Все имеют высшее образование; 16 членов методического объединения имеют высшую категорию (85%), 1 человек – первую категорию (5%), 2 человека – без категории (10%). Педагоги принимают активное участие в работе методического объединения: выступают с сообщениями, делятся опытом практической работы, осуществляют самооценку и оценку работы коллег. На протяжении учебного года работа методического объединения осуществлялась под темой: «Приоритетные направления воспитательной, идеологической и социальной работы в современных условиях».

Целью являлось повышение профессиональной компетентности классных руководителей, развитие профессиональной культуры, творческих умений и инициативы классных руководителей.

Задачи определялись исходя из проведённого анализа работы за предыдущий учебный год:

  • создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности классных руководителей в нормативном правовом обеспечении социальной, воспитательной и идеологической работы;
  • совершенствовать методического уровня классных руководителей при проведении классных и информационных часов через овладение новыми формами и педагогическими технологиями, изучение и использование на практике положительного педагогического опыта;
  • формировать единый подход к воспитанию у учащихся базовой культуры личности, чувств гражданственности, патриотизма, нравственности, ответственности, бережного отношения к истории и природе родного края, навыков ЗОЖ;

Методическая работа, проводимая с педагогическими кадрами, осуществлялась планомерно, проблемно-ориентированно, на диагностико-аналитической основе с учётом особенностей работы нашей школы, а также проблем, выявленных в процессе методического мониторинга. В течение года заседания методического объединения проходили по следующим темам:

  1. Основные направления воспитательной идеологической и социальной  работы школы в 2019/2020 учебном году.
  2. Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданственности, патриотизма, правовой и политической культуры  учащихся.
  3. Формы и методы проведения информационных и классных часов по профилактике противоправного поведения, трудовому воспитанию и профориентационной работы.
  4. Деятельность классного руководителя по осуществлению взаимодействия школы и семьи. Повышение роли семьи и ответственности родителей за воспитание детей.
  5. Итоги работы МО классных руководителей за 2019 /2020 учебный год.

В научно-методическом блоке были изучены нормативные документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году»;
  2. Инструктивно-методическое письмо «Об организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году»;
  3. Методические рекомендации по проведению в учреждениях общего среднего образования 1 сентября первого урока и мероприятий, посвященных Дню знаний и Дню белорусской письменности;
  4. Методические рекомендации. Планирование воспитательной работы в классе и её учёт. Сборник нормативных документов № 6, 2012;
  5. Планирование воспитательной работы: советы специалиста. Романовская Л.А. «Выхаванне и дадатковая адукацыя» 2013-№8;
  6. Концепция непрерывного воспитания детей и учащихся молодёжи в РБ.

В учебно-методическом блоке были изучены требования к планированию  воспитательной и идеологической работы в классе; современные воспитательные технологии;  пути формирования активной гражданской позиции учащихся; воспитательные возможности детских общественных объединений;  роль семьи в правильном профессиональном самоопределении учащегося. Проведена и проанализирована диагностика знаний и представлений учащихся начальной школы о многообразии профессий в современном мире. Проведено анкетирование для изучения запросов учащихся при проведении воспитательных мероприятий в период летней лагерной смены.

В практическом блоке был утверждён план работы МО классных руководителей на 2019/2020 учебный год; изучены новинки современной литературы по проблемам воспитания; разработаны рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися начальной школы. Классные руководители поделились опытом работы по использованию часов информирования для формирования  гражданской позиции учащихся начальной школы, а также по использованию различных форм работы в проведении классных часов по теме знакомства с профессиями. Проведён блиц-опрос среди учащихся 3-4 классов об использовании знаний о Государственной символике Республики Беларусь, который показал достаточный уровень знаний о Государственном Флаге, Гербе и Гимне. Прошёл отчет учителей по темам самообразования «Педагогический автограф».

Выбранные темы по самообразованию показывают, в каких вопросах педагоги испытывают затруднения:

ТемаКлассный руководитель
Игра как средство воспитания, обучения и развития личностиМорозова В.Л.
Формирование у учащихся здорового образа жизниСолодаева Т.Л.
Традиции детского коллективаСушинская Е.И.
Экологическое воспитание учащихся как путь к возрождению национального самосознанияОпидович С.Е.
Использование этических бесед и диалогов как средство нравственного воспитания учащихсяСтороженко И.Н.
Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника.Реентович С.Н.
Этические беседы как форма нравственного воспитания.Шалыжина И.П.
Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации.Жиловачик А.П.
Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельностиСуднеко В.К.
Личностно-ориентированный подход к воспитанию.Дементьева Е.А.
Организация коллективной творческой деятельности учащихся.Черкасова О.Б.
Организация самоуправление в классном коллективеКотович А.К.
Воспитание учащихся на основе традиций белорусского народа.Дукина А.Г.
Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.Веремейчик А.К.
Формы проведения классного часа.Розанова Н.В.
Формы проведения информационного часаЛозюк О.В.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение в начальной школе.Садовская И.Л.
Формирование культуры безопасной жизнедеятельностиМолочко Е.В.
Формы и методы работы с родителямиВалуева И.Н.

Воспитательная работа строилась на взаимном сотрудничестве учащихся, их родителей, классных руководителей, педагогов-организаторов, представителей СППС, администрации школы.

Основные направления воспитательной работы были выбраны, исходя из рекомендаций Инструктивно-методического письма Министерства образования «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования»:

  • гражданско-патриотическое воспитание, повышение правовой культуры учащихся;
  • формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения;
  • взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребёнка,
  • формирование  самоуправления в классном коллективе;
  • совершенствование воспитательной работы в шестой школьный день.
Направление работыСодержание
Гражданско-патриотическое воспитание, повышение правовой культуры учащихся  — проведение информационных часов с целью изучения новейших достижений в социально-экономической сфере, научных, спортивных, культурных и иных достижений: посвящённый Дню белорусской письменности “Як да нас дайшло слова беларускае”, посвящённый Дню рождения БРПО «Октябрята, пионеры, комсомольцы» , «21 сентября– Международный день мира»,«Моя Могилёвщина», «В гостях у газеты «Зорька». — экскурсии в краеведческий музей, этнографический музей, музей народного быта  «Беларуская хатка», музей Вахты Памяти; — классные часы :  “Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны”,  «Я – гражданин Республики Беларусь», «Узнай свой край», «Наша спадчына», — мероприятия, посвящённые 750-летию Могилёва: пешеходная прогулка «Улицы нашего города», конкурс рисунков « Мой родной Могилёв», конкурс песен и стихов, посвящённых родному городу, посещение музея истории Могилёва в Ратуше.
Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения  — подписка на республиканское детское издание «Юный спасатель»; — акция «Стань заметней в темноте»; — классные часы :  «Быть здоровым — это здорово!»,  «Что ты знаешь о курении?»;  -спортивный час «Игры нашего двора»; — Школа Айболита «Чистые руки – залог здоровья», «Как избежать переохлаждения»; -конкурс рисунков: «Берегись бед, пока их нет»; -конкурс поделок: «Спасатели глазами детей»; -конкурс рисунков, плакатов коллажей по ПДД «В стране Светофории» ; -проект «Если хочешь быть здоров»
 Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребёнка  — тематические родительские собрания «Поощрение и наказание», «Воспитание трудолюбия в семье», «Как преодолеть детскую агрессивность и тревожность», «Гендерный подход в воспитании», «Роль отца в воспитании ребёнка», «Загадки детского здоровья», «Что прячется за детским упрямством», «Как развить способности школьника», «Компьютер, телевизор, мобильный телефон в жизни младшего школьника», «Опасности в Интернете». — индивидуальные консультации родителей с классным руководителем и представителями СППС; -посещение семей, беседа о необходимости установки  АПИ; — совместная деятельность СППС и классных руководителей по изучению развития личности в классном коллективе, составление социометрии; — создание модели сопровождения семьи (посещение на дому, раннее выявление неблагополучных семей, система контроля и учёта пропусков занятий, своевременное информирование и реагирование); — изучение нормативной документации (о деловом стиле одежды, о режиме работы школы, раздел Кодекса об образовании о дисциплинарной ответственности и т. д.); — проведение диагностик, анкетирования, изучение запросов со стороны законных представителей; — дни открытых дверей.
 Формирование самоуправления в классном коллективе    — диагностика развития классных коллективов (социометрия, референтометрия); — содействие развитию ученического самоуправления со стороны общественных объединений БРСМ и БРПО; — создание октябрятских и пионерских отрядов в 2-4 классах.
Совершенствование воспитательной работы в шестой школьный день— праздники : «В гостях у сказки», «Здравствуй, осень!», «Дорога в космос начинается с мечты», «Здравствуй, зимушка-зима», «Ты-звезда!», «Мой любимый Могилёв», «Люблю цябе, мая Беларусь!», «Самый классный класс». — клубные часы:  «Мастерская Деда Мороза», «В гостях у Айболита», «Его Величество Этикет». — праздники, проведённые совместно с родителями: «Мама, папа, я – дружная семья», «День благодарения бабушек», «Мамы и мы», «Праздник посвящения в первоклассники», «Прощай, начальная школа!».

Уделялось внимание работе в составе детской общественной организации БРПО. В школе действует пионерская дружина им. Зои Космодемьянской, где численность учащихся начальных классов составляет 97 %. Пионерские и октябрятские отряды созданы во всех классах 2-4 параллелей, сформирован пионерский актив. Основными направлениями работы пионерской дружины являются милосердие, патриотическое воспитание, формирование здорового образа жизни.

Традиционными для октябрят и пионеров являлись следующие мероприятия:

  • районный конкурс «Зарничка»;
  • конкурсы поделок «Осень и фантазия»; «Техно-ёлка»;
  • конкурс «Спасатели глазами детей»;
  • конкурс поделок «Кукла-профессионал», дефиле профессий;
  • конкурсы рисунков и плакатов  ко Дню Учителя,  Дню Матери, Дню Победы;
  • изготовление ёлочных  игрушек для украшения новогодних ёлок в нашем городе;
  • акции «Здравствуй, школа!», «Чистый двор», «Чистый учебник», «Научи своё сердце добру», «Ветеран живёт рядом», «Забота», «Нет – табачному дыму!», «Вот тебе моя рука», «Чудеса на Рождество», «Пионерская аллея», «Собери макулатуру – сбереги лес».

Организация шестого школьного дня рассчитана на развитие и активизацию творческих способностей учащихся, формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности, укрепление физического и психического здоровья детей. Учащиеся активно посещают субботние мероприятия, принимают участие в викторинах, конкурсах, спортивных состязаниях. Субботние дни проходят интересно и насыщенно. Большую помощь в организации субботних мероприятий оказывали педагог-организатор Давыдова Н.А., библиотекарь нашей школы Германович  Ирина Алексеевна, учителя физической культуры. Наиболее интересными с точки зрения учащихся были мероприятия: викторина «Весёлая осень», игровая программа «Новый год шагает по планете», интерактивные игры «Космические эстафеты», «Путешествие в страну Кинематографии», «Весёлые старты».

Педагогический коллектив начальной школы прикладывает большие усилия для  включения родителей в воспитательный процесс. Эта работа традиционно активизируется в период тематических недель: недели Матери, недели Семьи, накануне Дня  защитников Отечества, 8 Марта.

Традиционными и любимыми являются мероприятия:

  • праздники шестого школьного дня «В гостях у сказки», «Осенины», «Зимушка-зима», «Встреча весны»;
  • творческие конкурсы  поделок «Осень и фантазия», «Спасатели глазами детей», «Техно-ёлочка»;
  • семейные проекты «Я и моя школа», «Профессия моих родителей», «Моё звонкое лето», «Мама, папа, я – читающая семья»; дни открытых дверей в рамках «Недели для родителей».

В ходе таких мероприятий учреждение общего среднего образования создает условия, когда и дети, и родители испытывают массу удовольствия от общения друг с другом. Таким образом,  обогащается и досуговая сфера семьи. В рамках «Недели семьи» учащиеся 1-4 классов представляли свои рисунки на выставку «Моя семья», проводилась серия классных часов и бесед на тему дружбы, любви, семейных отношений:  «Берегите матерей»,  «Профессии моих родителей», «Папа глазами детей», «Мама, папа, я  — читающая семья», «Мама, папа, я – дружная семья» и др. Во время проведения «Недели профориентации» родители активно помогали в изготовлении поделок «Кукла-профессионал», в подготовке дефиле профессий, выступали в классах перед детьми с рассказом о своей профессии.

Классными руководителями 1-4 классов в течение учебного года ведется целенаправленная  работа с учащимися по гражданско-патриотическому воспитанию, целью которой является осознание обучающимися сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа.

В 1-4  классах проводятся мероприятия, согласно календаря памятных дат нашей страны.  С целью создания условий для формирования представления о героях-антифашистах, были проведены информационные часы «Юные герои-антифашисты» с использованием видеоматериалов. Классные руководители первых классов  подготовили устный журнал «Я-гражданин Республики Беларусь»,  целью которого было обобщить знания учащихся о месте, где они родились, о Государственной символике, о доблести и подвиге защитников Беларуси. С целью формирования целостного представления о воинском долге, а также о долге воина-интернационалиста  были проведены информационные часы «Урок мужества», на которых классные руководители использовали видеоматериалы и презентации, литературные композиции. С целью расширения знаний учащихся о подвиге советских солдат, Красной Армии, всего нашего народа во время Великой Отечественной войны  были проведены классные часы по теме: «Гордимся. Помним. Чтим». С целью ознакомления с традициями празднования 23 февраля как Дня защитника Отечества, воспитания патриотизма и осознания роли мужчины как защитника своей Родины, своего дома, семьи  были проведены турнир-викторина «Вперёд, мальчишки!», образовательно-конкурсная программа «Мы солдатами рождены защищать покой страны», тематические беседы с приглашением отцов для рассказа о воинской службе «Армейский урок», «Мой папа – защитник Отечества», «Моя гордость — папа». Учащиеся 3-х классов посетили музей Вахты Памяти, где познакомились с историей обороны нашего города от немецко-фашистских захватчиков. Ребята 3-4 классов ежегодно участвуют в акции «Ветеран живет рядом», навещают ветеранов войны, поздравляют их с праздником Победы.

С целью популяризации белорусского языка каждый четверг проводились мероприятия, посвящённые белорусской культуре и традициям «Свята беларускай кухні», “Беларускае адзенне”, “Эх, бульба, бульбачка”, “Беларуская скарбонка”, “Беларуская казка”, “Імёны на Беларусі”. Классные руководители 1-4 классов используют активные формы проведения классных и информационных часов, информационно-компьютерные технологии.

Классные руководители активно взаимодействуют с организациями культуры нашего города. Так в текущем учебном году учащиеся 2-4 классов посетили цикл занятий в музее им.   П.  Масленникова : «Праздник Рождества», «Белорусская батлейка», «Праздник праздников — Пасха», «История белорусского костюма», «Сохранённое наследие», «Как к нам пришла книга», «Крыж Ефрасінні».

Классные руководители 1-4 классов в течение учебного года организовывали культпоходы в театр кукол , во дворец детского творчества , в кинотеатр «Родина», а также детский отдел библиотеки им. Ленина, где с ребятами были проведены библиотечно-библиографические занятия, познавательные литературные игры, викторины, нравственные обсуждения прочитанных рассказов. С целью ознакомления  с историко-культурным наследием нашей Родины классными руководителями были организованы экскурсионные поездки в  г. Полоцк, г. Минск, «Дукорскі маёнтак».

Ежегодно классные руководители вместе со своими классами  участвуют  в мероприятиях, посвящённых Дню Победы. Так, учащиеся 3-4 классов навещали ветеранов Великой Отечественной войны, поздравляли их с праздником, оказывали шефскую помощь, а также чествовали ветеранов  в  городском шествии, посвящённом Дню Победы.

В своей практической деятельности педагоги-воспитатели руководствуются принципами личностно-ориентированного подхода: проводят оценку учащихся своего класса по признакам воспитанности, выделяют проблемные вопросы для каждого ученика, включают их в  задачи по самовоспитанию, проводят индиви­дуальные беседы с учащимися и их родителями, вовлекают учащихся в систему дополнительного образования, отслеживают первые признаки неблагополучия, чтобы вовремя провести профилактическую работу. Участием классных руководителей создается  методическая база для повышения теоретического и практического уровня, создаётся медиатека  презентаций и видеоматериалов для проведения классных часов.

Руководителем школьного методического формирования классных руководителей 1-4 классов были посещены районные семинары. Большинство классных руководителей повышают своё мастерство путем участия в школьных методических семинарах, знакомства с новинками педагогической литературы, внедрения в свою работу новых форм и методов работы с детским коллективом. Результатом планомерной и систематической работы  являются следующие показатели воспитанности учащихся в классных коллективах начальной школы:

КлассФ.И.О. классного руководи теляКоличе ство учащих сяИмеют пример ное поведе ние% от общего числа учащихся классаИмеют удовлетвори тельное поведение% от общего количества учащихся классаОбщий уровень воспитан ности
Сушинская Е.И.2626100%00%высокий
Валуева И.Н.292897%13%высокий
Реентович С.Н.262077%627%достаточный
Молочко Е.В.272696%14%высокий
Дементьева Е.А.242396%14%высокий
Жиловачик А.П.262593%27%высокий
Дукина А.Г.201886%414%высокий
Опидович С.Е.252490%310%высокий
Суднеко В.К.272480%620%достаточный
Садовская И.Л.262080%520%достаточный
Шалыжина И.П.251970%830%достаточный
Морозова В.М.271970%830%достаточный
Котович А.К.2626100%00%высокий
Солодаева Т.Л.252496%14%высокий
Черкасова О.Б.212093%27%высокий
Сторожен ко И.Н.231975%725%достаточный
Розанова Н.В.261973%727%достаточный
Лозюк О.В.261454%1246%средний

Итак, высокий уровень воспитанности имеют 10 классов (53%), классные руководители Сушинская Е.И., Валуева И.Н., Молочко Е.В., Дементьева Е.А., Дукина А.Г., Опидович С.Е., Солодаева Т.Л.,Черкасова О.Б.

Достаточный уровень воспитанности имеют 8 классов (42%), классные руководители  Суднеко В. К., Садовская И.Л., Шалыжина И.П., Терещенко Е.Л., Стороженко И.Н., Розанова Н. В., Реентович С. Н.

Средний уровень воспитанности имеет 1 класс (5%), классный руководитель Морозова В.М.

Положительную динамику по сравнению с прошлым учебным годом показали 3 «Б» (Стороженко И.Н.), 2 «Б» (Суднеко В.К.), 3 «А (Черкасова О.Б.).

Несмотря на положительные достижения в организации воспитательной работы в классных коллективах, классным руководителям необходимо  более чётко организовывать и последовательно, методически грамотно осуществлять классное самоуправление, которое должно вливаться в школьное самоуправление, держать тесную связь с педагогом-организатором, педагогом-психологом, педагогом социальным. Необходимо более детально изучить результативность воспитательной работы в классе и выделить конкретное, более узкое  направление воспитательной работы в классе на следующий учебный год. Вести разнообразную работу с семьями учащихся, вовремя реагировать на запросы семьи, гармонично развивать личность ученика с учётом его возраста, интеллекта, интересов, воспитывать в нём гражданина. Учитывать индивидуальные психологические особенности воспитанников. Продолжить активизацию воспитательной работы в 6 школьный день.

В последние годы обозначилась одна важная педагогическая проблема – не на должном уровне проводится работа по осознанию школьниками своих прав и обязанностей, норм поведения и ценностей, этических и моральных аспектов жизнедеятельности в окружающем их сообществе. Поэтому важно воспитывать у обучающихся, начиная с младшего школьного возраста, уважение к людям старшего поколения: разъяснять содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим, убеждать в том, что дети несут моральную ответственность за людей старшего поколения.

В целом, задачи, поставленные в текущем учебном году, выполнены. С целью совершенствования педагогического мастерства в следующем учебном году предстоит выполнить следующие задачи, стоящие перед методическим объединением  классных руководителей:

  • внедрять новые  методы и формы организации работы с семьёй, родителями;
  •  координировать деятельность классных руководителей  и педагога-организатора в организации самоуправления в классных коллективах и школе в целом;
  •  изучать и анализировать состояние  воспитательной работы  в классах, выявлять и предупреждать недостатки, затруднения в работе классных руководителей;
  • пополнять методическую копилку лучшими классными часами и внеклассными воспитательными мероприятиями;
  • оказывать всемерную помощь в совершенствовании педагогического мастерства классных руководителей, повышении уровня профессиональной компетентности;
  • поощрять классных руководителей, имеющих положительные результаты в  работе, осуществляющих  творческий   подход к воспитательной деятельности класса.

Руководитель методического объединения классных руководителей начальных классов Суднеко В.К.

Поделись этим!