ИНФОРМАЦИЯ
по итогам диагностики затруднений учителей начальных классов
государственного учреждения образования «Средняя школа № 21 г. Могилёва»
в 2018/2019 учебном году
Цель: определение уровня сформированности педагогического опыта учителей начальных классов по вопросам организации образовательного процесса
Сроки проведения: май, 2019 года
Диагностическое анкетирование педагогов проводилось в мае 2019 года по технологическим картам в рамках работы методического объединения учителей начальных классов, согласно запросу Государственного учреждения по научно-методическому обеспечению учреждений образования города Могилева. На конец 2018/2019 учебного года в начальных классах государственного учреждения образования «Средняя школа № 21 г. Могилёва» образовательный процесс осуществляют 18 учителей начальных классов (в 2017/2018 – 18 учителей). Все педагоги имеют высшее образование (100%) и 17 учителей высшую квалификационную категорию (94,4%), 1 – вторую (5,6%); (в 2017/2018 уч. г. – 18 учителей (100%) — высшую квалификационную категорию)
С учётом уровня сформированности педагогического опыта, задач, стоящих перед школой по повышению качества образовательного процесса, была организована методическая работа с данной категорией педагогических работников через функционирование следующих методических формирований:
- методического объединения учителей начальных классов,
- методического объединения классных руководителей 1-4-х классов,
- творческих групп учителей начальных классов,
- проблемного и постоянно действующего семинаров,
- консультационного пункта, где проводились тематические и индивидуальные консультации по запросам учителей.
Перед учителями было поставлено 28 вопросов. (Приложение 1). Проанализировав ответы педагогов, следует сделать выводы, что методическая работа, проведённая с педагогами на протяжении учебного года в рамках МО, была результативной, что следует из анализа диагностических карт, данные которых отражены в сводной таблице результатов диагностики затруднений и потребностей учителей начальных классов. (Приложение 2).
Владеют в совершенстве и могут поделиться опытом работы по следующим позициям:
№ | Название диагностируемой позиции | Кол-во учителей | % |
I. Организация образовательного процесса | |||
1. | Тематическое планирование | 16 | 89 |
2. | Поурочное планирование | 17 | 94 |
3. | Планирование работы по самообразованию | 14 | 78 |
4. | Урок, его типы, структура | 17 | 94 |
5. | Целеполагание | 17 | 94 |
6. | Условия повышения эффективности урока | 17 | 94 |
7. | Отбор содержания к уроку согласно целям | 17 | 94 |
8. | Объем и виды домашнего задания | 17 | 94 |
9. | Использование коллективных и групповых форм обучения на уроке | 12 | 67 |
10. | Использование разнообразных форм и методов работы на уроке | 17 | 94 |
11. | Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке | 17 | 94 |
12. | Осуществление дифференцированного подхода к обучению | 17 | 94 |
13. | Использование методов развивающего обучения | 9 | 50 |
14. | Использование современных информационных технологий в преподавании | 10 | 56 |
15. | Использование межпредметных связей | 17 | 94 |
16. | Анализ урока коллеги | 15 | 83 |
17. | Самоанализ урока учителем | 15 | 83 |
18. | Применение здоровьесберегающих технологий на уроке | 17 | 94 |
19. | Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы | 17 | 94 |
II. Контроль за деятельностью учащихся | |||
1. | Проведение анализа результатов учебных достижений | 15 | 83 |
2. | Выявление причин неуспеваемости у учащихся | 16 | 89 |
3. | Организация различных видов контроля за качеством знаний учащихся | 17 | 94 |
4. | Учет и оценка знаний и умений учащихся | 17 | 94 |
III. Работа с высокомотивированными учащимися | |||
1. | Организация научно-исследовательской деятельности учащихся | 5 | 28 |
2. | Работа с одаренными учащимися | 11 | 61 |
3. | Проведение факультативных занятий | 17 | 94 |
IV. Организация внеклассной работы по предмету | |||
1. | Подготовка и проведение предметной недели | 14 | 78 |
2. | Организация кружковой работы по предмету | 16 | 89 |
Не испытывают затруднений — по следующим позициям:
№ | Название диагностируемой позиции | Кол-во учителей | % |
I. Организация образовательного процесса | |||
1. | Тематическое планирование | 2 | 11 |
2. | Поурочное планирование | 1 | 6 |
3. | Планирование работы по самообразованию | 4 | 22 |
4. | Урок, его типы, структура | 1 | 6 |
5. | Целеполагание | 0 | 0 |
6. | Условия повышения эффективности урока | 0 | 0 |
7. | Отбор содержания к уроку согласно целям | 1 | 6 |
8. | Объем и виды домашнего задания | 1 | 6 |
9. | Использование коллективных и групповых форм обучения на уроке | 6 | 33 |
10. | Использование разнообразных форм и методов работы на уроке | 1 | 6 |
11. | Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке | 1 | 6 |
12. | Осуществление дифференцированного подхода к обучению | 1 | 6 |
13. | Использование методов развивающего обучения | 8 | 44 |
14. | Использование современных информационных технологий в преподавании | 8 | 44 |
15. | Использование межпредметных связей | 1 | 6 |
16. | Анализ урока коллеги | 3 | 17 |
17. | Самоанализ урока учителем | 3 | 17 |
18. | Применение здоровьесберегающих технологий на уроке | 1 | 6 |
19. | Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы | 1 | 6 |
II. Контроль за деятельностью учащихся | |||
1. | Проведение анализа результатов учебных достижений | 3 | 17 |
2. | Выявление причин неуспеваемости у учащихся | 2 | 11 |
3. | Организация различных видов контроля за качеством знаний учащихся | 1 | 6 |
4. | Учет и оценка знаний и умений учащихся | 1 | 6 |
III. Работа с высокомотивированными учащимися | |||
1. | Организация научно-исследовательской деятельности учащихся | 13 | 72 |
2. | Работа с одаренными учащимися | 6 | 33 |
3. | Проведение факультативных занятий | 1 | 6 |
IV. Организация внеклассной работы по предмету | |||
1. | Подготовка и проведение предметной недели | 4 | 22 |
2. | Организация кружковой работы по предмету | 2 | 11 |
Владеют частично — по следующим позициям:
№ | Название диагностируемой позиции | Кол-во учителей | % |
I. Организация образовательного процесса | |||
1. | Целеполагание | 1 | 6 |
2. | Условия повышения эффективности урока | 1 | 6 |
3. | Использование методов развивающего обучения | 1 | 6 |
III. Работа с высокомотивированными учащимися | |||
1. | Работа с одаренными учащимися | 1 | 6 |
Исходя из диаграммы, можно констатировать, что уровень сформированности педагогического опыта достаточно высокий, что объясняется высоким уровнем квалификации педагогов и многолетним стажем работы. Так, на 28 вопросов отвечали 18 педагогов (всего 504 вопроса). Из них по 425 (84,3%) вопросам педагоги готовы поделиться опытом, по 75 (14,9%) вопросам – не испытывают затруднений, по 4 (0,8%) вопросам – владеют частично. Руководителю МО учителей начальных классов Черкасовой О.Б. рекомендовано и в дальнейшем с целью совершенствования профессионального мастерства педагогов начальных классов, оказывать методическую помощь через создание системы работы по запросам учителей.
С учётом данной диагностики была составлена диагностическая карта педзатруднений учителей начальных классов на 2018/2019 учебный год (Приложение 3) и предоставлена в Государственное учреждение по научно-методическому обеспечению учреждений образования города Могилева.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Заместителю директора по учебной работе Суворовой О.А.:
1.1. Спланировать проведение тематических консультаций по запросам учителей начальных классов (по результатам диагностики) на 2019/2020 учебный год.
Сроки: до 1 сентября 2019 года
1.2. Спланировать проведение индивидуальных консультаций с целью удовлетворения запросов учителей по формированию педагогического опыта на 2019/2020 учебный год.
Сроки: до 1 сентября 2019 года
2. Заместителю директора по учебной работе Суворовой О.А. и руководителю МО учителей начальных классов Черкасовой О.Б.:
2.1. Своевременно знакомить педагогов с вновь принятыми Министерством образования Республики Беларусь нормативными правовыми документами через проведение ИМС и заседаний методического объединения.
Сроки: регулярно в течение учебного года
3. Руководителю МО учителей начальных классов Черкасовой О.Б.:
3.1. Освещать и пропагандировать эффективный опыт учителей, осуществляющих образовательный процесс в соответствии с обновлённым содержанием образования.
Сроки: регулярно в течение учебного года